Педагогический эксперимент его виды и этапы


Статья по теме: Эксперимент как основа педагогического исследования скачать бесплатно Социальная сеть работников образования Педагогический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей изменения существующей практики. Все эти определения понятия «педагогический эксперимент» имеют право на существование, так как в них утверждается общая мысль о том, что педагогический эксперимент — это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез. Методология и методы психолого-педагогических педагогический эксперимент его виды и этапы. ТЕМА: «Эксперимент как основа педагогического исследования». Слово «эксперимент» от лат. Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент». Педагогический эксперимент — это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. Педагогический эксперимент — это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Педагогический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей изменения существующей практики. Все эти определения понятия «педагогический эксперимент» имеют право на существование, так педагогический эксперимент его виды и этапы в них утверждается общая мысль о том, что педагогический эксперимент — это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез. Обычно пишут, что метод эксперимента педагогика поза имствовала у естественных наук. Вряд ли это соответствует действительности. Когда в Х в. Ликург поставил соци ально-педагогический эксперимент, естественных наук не педагогический эксперимент его виды и этапы и в помине. А произошло тогда вот что. Около 30 веков назад на полуострове Пелопоннес, самой южной части современной Греции, существовало могуще ственное государство Спарта. Случилось так, что трон госу дарства унаследовал несовершеннолетний сын царя Харилай. Править страной он не мог, и поэтому вся государ ственная власть перешла в руки его дяди и опекуна Ликурга. Ликург был человеком наблюдательным. Немало време ни и сил он отдал изучению естественных явлений. А главное - не побоялся сделать педагогический эксперимент его виды и этапы выводы из своих наблюдений. Если верить легенде, однажды Ликург продемонстриро вал весьма показательный опыт, наглядно подтверждаю щий силу воспитания. Он отобрал у ощенившейся суки двух щенков и посадил их в глубокую яму. Воду и пищу спускали вниз на веревке. Двух других щенков из того же помета он оставил расти на свободе. Пусть проходят курс «собачьей науки» в жизни. Когда щенята выросли, Ликург велел выпустить на виду у собак педагогический эксперимент его виды и этапы. Как и следовало ожидать, щенки, выросшие на свободе, погнались за зайцем, догнали его и задавили. А щенки, выросшие в яме, бросились наутек. В историю Ликург вошел как автор законов, которые счи тались образцом человеческой мудрости, о чем свидетель ствует хотя бы тот факт, что они без всяких изменений при менялись в течение многих столетий. Педагогический эксперимент его виды и этапы возможности, силу эксперимента, педагоги-ис следователи конца XIX - начала XX в. Родилось мощное исследовательское течение, по лучившее название «экспериментальная педагогика». Толчком послужили впечатляющие эксперименты Си-корского по изучению умственного утомления школьников с помощью учета ошибок в диктантах 1879Эббингауза по запоминанию материала 1885исследования круга пред ставлений школьников, выполненные Холлом 1890изуче ние интеллекта учеников, начатое Бине и Симоном 1900изучение типов представлений у школьников Штерн, Неча ев, Лайпамяти у детей Бурдон, Ист, Мейман и многие другие интересно задуманные и часто изящно выполненные опыты. Педагогический эксперимент его виды и этапы хотя результаты исследований значительного вли яния на педагогическую практику не оказали, была доказана возможность проникнуть с помощью эксперимента в слож нейшие проблемы воспитания. Не осталось, кажется, ни одной области, где бы педагоги не пытались применить эксперимент, вплоть до исследова ния нравственной сферы и процессов, происходящих в кол лективах. Распространился так называемый метод опреде лений: ребенок давал определение нравственному понятию или, наоборот, называл его по признакам. Для выяснения педагогический эксперимент его виды и этапы использовались также методы оценки по ступков литературных героев, метод недописанных рас сказов и басен, из которых нужно было «вывести мораль». В начале 30-х годов был широко распространен метод кол лизий, т. Иногда для облегчения дава лись готовые решения с разными установками: враждебной, нейтральной и положительной, - одну из них надо было вы бирать. Для изучения настроений интересов детей и под ростков применялся метод анонимных записок: в специаль ный ящик, вывешенный в школе, ребята опускали записки с интересующими их вопросами. Анализ вопросов показывал направленность интересов подростков, их настроения, уро вень развития. Основой любого научно—педагогического исследования является педагогический эксперимент. При помощи педагогического эксперимента проверяется достоверность научных гипотез, выявляются связи и отношения между отдельными элементами педагогических систем. Основными видами педагогического эксперимента являются естественный и лабораторный, которые имеют много подвидов. Естественный эксперимент Проходит без нарушения естественного учебного режима, проверяются новые учебные планы, программы, учебники. Педагогический эксперимент — это наблюдениено специально организованное в связи с систематическими изменениями условий проведения педагогического процесса. Требует педагогический эксперимент его виды и этапы определения исходных данных, конкретных условий и способов обучения или материалов, подвергаемых исследованию. Необходим также разносторонний учет результатов эксперимента. Лабораторный педагогический эксперимент Является более строгой формой научного исследования. Из широкого педагогического контекста выделяется определенная сторона, искусственно создается обстановка, позволяющая точно контролировать результаты и манипулировать переменными величинами. Педагогические эксперименты бывают разными. В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают: 1 констатирующийпри котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы; 2 уточняющий проверочныйкогда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3 созидательно-преобразующийв процессе которого конструируются новые педагогические технологии например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т. Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы; 4 контрольный — это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики. Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму модель исследования. Особое место в педагогический эксперимент его виды и этапы педагогических исследований занимают естественный и лабораторный эксперименты. Первый проводится в естественных условиях — в форме обычных уроков, внеклассных занятий. Суть этого эксперимента состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создать педагогические педагогический эксперимент его виды и этапы таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов и в этом смысле носили естественный характер. Объектом естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, методы и формы обучения и воспитания. В научных исследованиях проводится и лабораторный эксперимент. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму. Примером лабораторного эксперимента, который используется, прежде всего, в дидактике, может быть экспериментальное обучение одного или небольшой группы учащихся в соответствии со специально разработанной методикой. В ходе лабораторного эксперимента, что очень важно знать, отчетливее прослеживается исследуемый процесс, обеспечивается возможность более глубоких измерений, применения комплекса специальных технических средств и аппаратуры. Однако, надо знать исследователю и то, что лабораторный эксперимент упрощает педагогическую реальность тем, что он осуществляется в «чистых» условиях. Именно искусственность экспериментальной ситуации является недостатком лабораторного эксперимента. Вывод один: необходимо достаточно осторожно интерпретировать его результаты. Поэтому выясненные закономерности зависимости, взаимосвязи должны быть апробированы во внелабораторных условиях, именно в тех естественных ситуациях, на которые мы хотим их распространять. Это делается путем широкой проверки при помощи естественного эксперимента или других педагогический эксперимент его виды и этапы исследования. Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь глубоко изучает ту область знаний, которая недостаточно исследована в педагогике. Этапами педагогического эксперимента является: Планирование Проведение Интерпретация результатов Планирование включает постановку цели и задач эксперимента, выбор зависимой переменной откликавыбор факторов влияния и количество их уровней, необходимое число наблюдений и порядок проведения эксперимента, метод проверки полученных результатов. Организация и проведение эксперимента должны проходить в точном педагогический эксперимент его виды и этапы с намеченным планом. На этапе интерпретации происходит сбор и обработка данных. Чтобы проведение эксперимента отвечало принципам достоверности, необходимо соблюдение следующих условий оптимального числа испытуемых и количества опытов надежность методик исследования учета статистической значимости различий Взаимное сочетание нескольких методов позволяет повысить эффективность и качество педагогических исследований. Этому также способствует активное проникновение в педагогику математических методов результатов эксперимента при помощи ЭВМ. Приступая к эксперименту, исследователь тщательно продумывает его цель, задачи, определяет объект и предмет исследования, педагогический эксперимент его виды и этапы программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты. И лишь после этого он приступает к планированию этапов самого эксперимента: намечает характер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику; продумывает свою роль, свое место в проводимом эксперименте; принимает во внимание множество влияющих на эффективность педагогического процесса причин; планирует средства учета тех фактов, которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов. Исследователю очень важно уметь отслеживать процесс экспериментальной работы. Это может быть: проведение констатирующих исходныхуточняющих, преобразующих срезов; фиксация текущих результатов в ходе осуществления гипотезы; проведение итоговых срезов; анализ положительных, а также отрицательных результатов, анализ непредвиденных и побочных результатов эксперимента. По содержанию результатов педагогического эксперимента могут быть: - разработка педагогический эксперимент его виды и этапы обучения, воспитания, образования; определение закономерностей учебно-воспитательного процесса; - учет условий формирования и развития личности; - выявления факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний; постановка новых педагогических проблем; - подтверждение или опровержение гипотез; - разработка классификаций уроков, методов обучения, типов уроков ; - анализ передового опыта обучения, воспитания и т. Результаты педагогического эксперимента имеют общую структуру. Она состоит из трех взаимодополняющих компонентов: объективного, преобразующего и конкретизирующего. Объективный компонент раскрывает на разных уровнях результат, полученный в ходе исследования. Это описание может осуществляться на общенаучном или общепедагогическом уровнях и быть представлено различными типами знаний гипотеза, классификация, концепция, методика, парадигма, направление, рекомендация, условия и т. Преобразующий компонент — раскрывает изменения, происходящие с объективным компонентом, указывает на дополнения, уточнения или другие преобразования, которые могут происходить в нём. При определении результатов преобразующего эксперимента надо иметь в виду, например: разработал ли исследователь новый метод обучения или воспитания; определил ли условия повышения эффективности процесса обучения; выявил ли теоретические или методические принципы; предложил ли модель процесса развития; педагогический эксперимент его виды и этапы ли эффективность функционирования модели воспитательной деятельности классного руководителя и т. Конкретизирующий компонент уточняет различные условия, факторы и обстоятельства, в которых происходит изменение объективного и преобразующего компонентов: конкретизация места и времени, в границах которых ведется исследование; указание необходимых условий для обучения, воспитания и развития учащегося; перечень использованных в обучении методов, принципов, способов контроля, полученных данных; уточнение подходов решения той или иной педагогической задачи. Надо знать, что все компоненты взаимно дополняют друг друга, характеризуя с разных сторон результат исследований как единое целое. Существенно то, что представление результата исследования в виде трех структурообразующих взаимосвязанных компонентов дает, возможность, во-первых, подойти к описанию итогов научных работ с единых методологических позиций, выявить ряд отношений, которые обычным способом трудно обнаружить; во-вторых, сформулировать и уточнить требования к описанию отдельных результатов. Например, если целью исследования становится организация какого-либо процесса обучения, воспитаниято в задачи исследования непременно должны входить все его составляющие. Для процесса воспитания, обучения такими составляющими будут следующие: указание конечных и промежуточных целей, на достижение которых направлен процесс; характеристика содержания, методов и форм, необходимых для реализации процесса; определение условий, в которых протекает процесс и т. Если какой-либо из составляющих элементов пропущен, слабо отражён в задачах, то процесс обучения, воспитания не может быть раскрыт и содержательно описан. Следовательно, все эти элементы должны быть отражены в результатах исследования. В противном случае поставленная цель не будет достигнута. Заключение Таким образом, педагогический эксперимент — это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез. Педагогический эксперимент является комплексным методом научного исследованиякоторый предполагает одновременное использование целого ряда других, более частных методов, таких, как наблюдение, беседа, интервью, анкетный опрос, диагностирующие контрольные работы, создание специальных педагогический эксперимент его виды и этапы. Педагогический эксперимент применяется для объективной доказательной проверки достоверности педагогических гипотез. К числу наиболее важных условий эффективного проведения эксперимента относят следующие: - предварительный тщательный теоретический исторический анализ явления, изучение массовой практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач; - конкретизация гипотезы, выделение в ней новизны, необычности, противоречия с существующими мнениями, требующих экспериментального доказательства; - четкая формулировка задач эксперимента, определение приз-наков, по которым будут изучаться явления, критериев оценки- корректное определение минимально необходимого числа экспериментальных объектов. Эффективность эксперимента в значительной мере зависит и от длительности его проведения. Определить ее возможно с помощью анализа предшествующего опыта исследований. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Наше время- время перемен. Сейчас России нужны люди, умеющие творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Информатизация общества - сегодняшняя реальность. На основе данного исследования была выявлена положительная динамика в развитии каждого ученика. С помощью различной диагностики удалось отслеживать поэтапно уровень ЗУН, социального становления, физич. Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна. Данный материал направлен на описание значимости учебного эксперимента в процессе формирования УУД школьника. Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре. Учителя моего поколения знают, что это концепция не нова. Использовались диагностические приемы намного раньше и не назывались эти приемы новаторскими, хотя и авторитарная педагогика была ориентирован. Одна из важнейших проблем обучения русскому языку в современной школе заключается в том, учитель имеет стандартное филологическое образование, предусматривающ. Данный материал будет интересен всем педагогам, реализующим ФГОС НОО, т. По мере повышения требований к образовательному процессу, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной шко.

комментарий:

комментарий
 

Первый проводится в естественных условиях — в форме обычных уроков, внеклассных занятий. Процесс восприятия как деятельность, его сущность, содержание.